Ваш город

Москва Санкт-Петербург
Да Нет, Санкт-Петербург Нет, Москва

Geely: от холодильников и мопедов до глобального автоконцерна менее чем за 40 лет

проИсторию
Geely Atlas
Geely Coolray
Geely Atlas Pro
Geely Monjaro
Geely Новый Coolray
Geely Новый Atlas
Geely Cityray

История многих крупных автомобильных брендов начинается не с автомобилей. Skoda, например, производила велосипеды, Peugeot выпускала кофемолки, Toyota – швейные машинки… Так же началась и история китайской компании Geely: в первые годы она выпускала запчасти для холодильников. Но если Skoda и Peugeot восходят корнями еще к 19 веку, то Geely удалось проделать путь от холодильников до автопроизводителя мирового уровня менее чем за 40 лет. Как такое стало возможным?

Как это часто бывает, успех компании это в первую очередь успех одного человека – ее основателя. Ли Шуфу, или, как он зовет себя на европейский манер, Эрик Ли – предприниматель, основавший Geely в 1986 году. О машинах тогда не шло и речи: компания выпускала холодильное оборудование и запчасти к нему. Впрочем, уже в первые годы проявилось одно из главных качеств Ли Шуфу: умение видеть рынок и находить перспективные ниши. Ведь спустя всего 8 лет, в 1994 году, Geely расширила свой портфель и вышла на рынок мототехники, начав выпуск мотоциклов и скутеров. А еще через 3 года, в 1997-м, дело дошло и до автомобилей! Именно тогда, вместе с приобретением автозавода, появилось и название Geely Auto – то самое, что компания пронесла до наших дней.

Чтобы еще яснее оценить скорость развития Geely, зафиксируйте в уме простой факт: первый автомобиль марка выпустила в 1998 году – то есть, меньше 30 лет назад! К тому моменту уже родилось и распалось множество автомобильных союзов, технический прогресс удивлял изящными инженерными решениями, дизайнеры шокировали публику смелыми концептами, а у Geely еще даже не было лицензии автопроизводителя! Первой машиной от новорожденного китайского бренда стал хэтчбек Haoqing, он же HQ – копия японского хэтчбека Daihatsu Charade с наивно оформленной “под Mercedes” передней частью.

Лицензия автопроизводителя появилась у Geely спустя еще 3 года – в 2001-м. Это была именно государственная лицензия на разработку и производство собственных автомобилей, причем Geely и тут оказалась первопроходцем – первой частной компанией, получившей от китайского правительства такую лицензию. Это дало следующий мощный толчок для роста, и уже в 2002 году компания вошла в топ-10 крупнейших китайских автопроизводителей. А к 2003 году ей понадобилось создать холдинг Zhejiang Geely Holding Group, чтобы объединить все свои автомобильные производства “под одной крышей”.

В середине двухтысячных Ли Шуфу сделал еще один важный вывод: зачем копировать, если можно выкупать и инвестировать? Ведь многие известные и успешные компании в какой-то момент оказываются в поиске денег и партнеров. Понимание этого и стало новым вектором развития Geely не только как автопроизводителя, но и как целого холдинга. Поэтому в 2007 году компания провозгласила важную Декларацию своего развития, утвердив ключевую стратегию: Geely больше не будет конкурировать только за счет цены автомобилей, а вместо этого будет повышать технологичность, качество и собственную ценность бренда.

Слова оказались не пустыми обещаниями. За год до новой стратегии, в 2006-м, Geely приобрела долю в London Taxi International и получила возможность производить и продавать классические английские “кэбы” в Китае. Тогда еще никто не подозревал, что к 2012 году ситуация изменится, и Geely уже придется спасать London Taxi Company от банкротства, выкупая ее целиком. В результате именно китайские инвестиции и технологии возят пассажиров по Лондону до сих пор: кэбы LTC TX5 были разработаны уже под крылом холдинга из Поднебесной.

В 2007 году Geely пришла в Россию, причем тоже сходу сделала попытку закрепиться на рынке не просто как бренд, а как автопроизводитель. Седан Geely Otaka выглядел неказисто, а краш-тесты проходил… ну, скорее не проходил. Но при этом свою покупательскую аудиторию он получил – как было принято в те годы, сочетанием богатого оснащения и демократичной цены.

Расстроились ли китайцы из-за результатов краш-теста? Нет, ведь они были заняты развитием своих автомобилей и компании в целом. А в 2010 году свершилось самое известное для мира и значимое для Geely событие в истории компании: она приобрела у Ford 100% активов Volvo. Для Volvo это было не менее важным и не менее позитивным свершением. Ведь китайцы имели мудрость поступить со шведской маркой самым лучшим образом: не перекроить ее на свой лад и сделать китайской, а обеспечить ей инвестиции для развития и дать опытным инженерам и дизайнерам продолжать творить. Под крылом Geely бренд Volvo сохранил свой дух и идентичность, получив при этом возможность развиваться. Что получили в ответ китайцы, спросите вы? Опыт, технологии и перспективы развития с небывалой скоростью.

В 2013 году партнеры открывают в шведском Гетеборге центр по разработке с недвусмысленным названием China Euro Vehicle Technology – то есть, “Китайско-европейские автомобильные технологии”. Именно там стали разрабатывать совместные платформы, которые легли в основу новых автомобилей Geely и Volvo. Но и до появления первых машин на этих платформах Geely проделала огромную работу по развитию собственных технологий. Наглядным доказательством этого был Geely Emgrand, который стал первым автомобилем, разработанным и произведенным в Китае, с уровнем безопасности в 4 звезды из 5 по итогам краш-теста Euro NCAP. Только вдумайтесь: Geely HQ (первый автомобиль в истории компании), и Geely Emgrand, который достойно прошел самое строгое испытание по безопасности в Европе, разделяют всего 10 лет!

Неудивительно, что и автомобили собственной разработки Geely заняли достойное место на рынке уже в 2010-е годы. Например, одним из бестселлеров марки в России стал Geely Atlas, который ни по безопасности, ни по комфорту, ни по надежности уже не отличался от других автомобилей своего класса.

В 2017 году Geely сделала еще одно громкое приобретение: в список ее активов добавился Lotus. Британский бренд спорткаров стал еще одним “имиджевым” приобретением и одновременно ценным активом, который позволил Geely войти в новые сегменты рынка. А для самого Lotus, как и для Volvo, партнерство с китайским концерном стало спасением и способом выйти на новый виток своего развития. Ведь именно под крылом Geely появились и чистокровный спорткар Emira, и четырехдверное купе Emeya, и электрический спортивный кроссовер Eletre.

На самом деле, история Geely с 2010 года – это большой список важных приобретений для диверсификации бизнеса и выхода в новые для себя сферы деятельности. Просто оцените: в этом списке, например, есть малайзийский автопроизводитель Proton, американский стартап по созданию летающего автомобиля Terrafugia, банк Saxo Bank… А в 2017 году Ли Шуфу приобретает 9,7% акций Daimler AG и становится крупнейшим одиночным акционером немецкого концерна. Помните маленький Geely Haoqing из 1998 года с мордочкой в стиле Mercedes? Вот так мечты и цели трансформируются в реальность: спустя всего 19 лет доля самого Daimler, владеющего Mercedes, оказалась среди активов Geely.

Однако в 2010-х Ли Шуфу не только выкупал ценные активы, но и создавал их. В 2016 году был запущен GCV – бренд для коммерческих автомобилей. В том же году был учрежден бренд Lynk&Co, нацеленный на европейские рынки, а уже в 2017-м появилась его первая модель, лаконично названная 01. В 2019-м свет увидел бренд Geometry, созданный исключительно для разработки электромобилей. А взаимодействие с Daimler в том же году переросло в полноценное сотрудничество: компании договорились о совместной разработке новых моделей под брендом Smart.

К нынешнему моменту Geely обросла еще несколькими важными брендами и проектами. Например, компания вошла в союз не только с Daimler, но и с Renault, чтобы спасти и перезапустить кризисное корейское подразделение Renault Samsung. В числе собственных брендов появился Zeekr, выпускающий премиальные электромобили, Radar для производства электрических пикапов и внедорожников, а также Maple, Zhidou и Jidu. А список “спасенных” марок пополнил Livan – бывший Lifan, спасенный от банкротства.

Из скромного автопроизводителя Geely превратилась в огромный концерн с массой направлений: компания сотрудничает с оператором китайских скоростных поездов China Railways, IT-гигантом Baidu, разработчиком беспилотных машин Waymo, а в 2022 году собственное подразделение Geespace запустило первые 9 низкоорбитальных спутников! И даже если вести отсчет не от первого автомобиля, а от момента основания компании в 1986 году, для достижения такого ошеломительного успеха потребовалось менее 40 лет. Так что в следующий раз, увидев автомобиль с логотипом Geely, Volvo, Lotus или Zeekr, вы вспомните, какой невероятный прогресс компании за ним стоит.

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
Мы используем cookie и электронные данные для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями обработки cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках вашего браузера.
Принять