Автомобили по параллельному импорту: отличия, особенности, оформление, гарантия

Не нравится

Термин «параллельный импорт» в контексте новых автомобилей с нами уже больше двух лет. Но многие из тех, кто собирается купить автомобиль, до сих пор не до конца понимают, что это такое, по какой схеме ввозятся машины, как происходит их оформление, чем они отличаются от «официальных», есть ли у них особенности обслуживания и какая гарантия на них предоставляется. Давайте разберемся во всех этих и других вопросах.

Что такое параллельный импорт?

Что такое параллельный импорт и почему он так называется? С юридической точки зрения параллельный импорт – это ввоз товаров в Россию юридическими лицами без согласия местного правообладателя. Ну а параллельным он называется потому, что фактически существует параллельно с основным, официальным.

С машинами это работает так же. Раньше новые автомобили ввозили официальные дистрибьюторы – представительства Toyota, BMW, Hyundai и других брендов. Но после того, как эти бренды официально ушли из России, ввозить их дистрибьюторы перестали. А вместо них импорт организовали другие компании – по параллельной схеме. Кстати, стоит учитывать, что по закону параллельным импортом считается только ввоз автомобилей юрлицами – те машины, что ввозят для себя физические лица, остаются товарами личного потребления.

До конца октября 2023 года на такой импорт через физлиц приходилась ощутимая доля общего ввоза, потому что импортеры хотели сэкономить и уплачивать ввозные пошлины по тарифам физлиц, а не юрлиц. Однако с ноября 2023 года было законодательно установлено, что автомобиль, ввозимый физическим лицом по льготным ставкам, не подлежит перепродаже в течение года – а если он будет перепродан в этот период, то нужно будет доплатить налоги и сборы до уровня тарифов для юридических лиц. Поэтому ввоз машин для перепродажи через «частников» с того момента практически прекратился.

Как происходит оформление автомобиля по параллельному импорту?

Стоит понимать, что ввоз автомобилей в Россию по параллельному импорту является законным: его разрешает Постановление Правительства РФ № 506 от 29.03.2022. А перечень марок автомобилей, разрешенных к параллельному импорту, утверждает Минпромторг. Так что параллельный импорт по российским законам – это не «серая» схема и не нарушение, поэтому покупать такие автомобили, ввезенные с соблюдением правил и уплатой пошлин, можно без опаски.

С точки зрения процедуры оформления все тоже аналогично тому, как было с официальными дистрибьюторами. Импортеры при ввозе автомобиля уплачивают таможенные пошлины, устанавливают систему ЭРА-ГЛОНАСС и получают документ, подтверждающий техническое соответствие автомобиля нормам Таможенного союза – ОТТС (одобрение типа транспортного средства), СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или ЗОЕТС (заключение об оценке единичного транспортного средства). Последний документ – сравнительно новый, он появился в законодательстве в 2022 году и позволяет ввозить в Россию автомобили, которые ранее у нас официально не продавались – а значит, не получали ОТТС в рамках сертификации. Получение ЗОЕТС на такие автомобили – более простая и удобная процедура, поскольку ее можно провести даже удаленно.

Отдельно стоит упомянуть изменения, произошедшие с 1 апреля 2024 года. С этой даты в силу вступило Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 № 152, которое исключило возможность ввоза в Россию автомобилей, растаможенных по льготным ставкам в странах ЕАЭС, без компенсации разницы между ставками РФ и страны импорта. Проще говоря, если автомобиль, например, ввозят в Россию через Кыргызстан, растаможив там с льготным НДС в 12%, то при ввозе в Россию нужно будет доплатить разницу между российским и киргизским НДС. Эта мера должна уравнять импортеров между собой и исключить недобросовестную конкуренцию, когда крупные импортеры ввозили автомобиль с уплатой всех пошлин и сборов в полном объеме, а другие компании использовали альтернативные методы, чтобы сэкономить на уплате пошлин.

Есть ли гарантия на автомобили из параллельного импорта?

Вопрос гарантии – один из самых актуальных для покупателей автомобилей из параллельного импорта. И возник он по вполне справедливым причинам: дело в том, что многие продавцы, особенно мелкие импортеры, отказывались предоставлять гарантию на автомобили и выполнять гарантийные обязательства в должном объеме. При этом Роспотребнадзор с такой позицией не согласен, а Закон о защите прав потребителей указывает, что продавец обязан предоставлять гарантию на товар, обозначенную производителем.

Таким образом, отказ в гарантии – признак ненадежного или недобросовестного продавца. То же самое относится к «продаже гарантии», когда базовые гарантийные обязательства предлагают купить как дополнительную услугу. Крупные и надежные продавцы, такие как Major Auto, обязательно предоставляют гарантию на проданный автомобиль из параллельного импорта: в частности, в Major Auto она составляет 2 года или 50 000 километров.

Стоит ли покупать автомобиль из параллельного импорта?

Как можно понять, автомобиль из параллельного импорта, ввезенный с соблюдением всех требований российского законодательства, ничем не отличается от «официального» ни по статусу, ни по документам, ни по обслуживанию. Отличаться могут разве что технические особенности – автомобили для разных рынков могут иметь свои нюансы комплектаций или адаптации. Единственное важное правило при покупке «параллельного» автомобиля – выбор надежного продавца. Недобросовестные импортеры могут огорчить проблемами из-за несоблюдения правил ввоза – например, у покупателей бывали случаи аннулирования ЭПТС или требования о доплате разницы между фактически уплаченными и установленными законом размерами пошлин и сборов. Поэтому, чтобы быть уверенным в юридической чистоте автомобиля и законности его ввоза, стоит выбирать крупных и проверенных дилеров, таких как Major Auto.

Не нравится

Понравилась статья?

Расскажите своим друзьям!
WhatsApp
Позвонить